Если держать в уме некий мираж правильного собора, на котором старцы в молитве вопрошают Святаго Духа, не ищут своего и прочая и прочая - то в Киеве вчера была сходка, а не собор.
Но если историю соборов изучать не по книжкам для воскресной школы, то придется сказать, что киевское собрание если и не вполне канонично, то вполне традиционно.
Чем Порошенко в президиуме хуже советского совета по делам религий, заранее определявшего итоги соборов?
***
Схожее восприятие у о. Георгия Видякина:
George Vidyakin
15 декабря в 22:10
Я думаю, мы сегодня не только стали свидетелями исторического события (это я про собор в Киеве), но и увидели вблизи механизм того, как проходили церковные соборы на протяжении истории. И присутствие государственной власти, и разные партии, и неполные делегации той или иной стороны, и политическая подоплека событий - это неотъемлемая составляющая того, что принято называть «церковной соборностью». Так что киевский собор ценен уже тем, что наглядно иллюстрирует главы из учебников по истории Церкви.
В студенческие годы, когда я, благодаря научным трудам, познакомился с тем, «как все было на самом деле», такое вторжение реальной жизни в историю Церкви мне казалось доказательством действия Святого Духа. Мол, люди все порешали присущими им методами, но Бог все выправил, как надо. Сейчас же я иначе на все это смотрю. Историю (и церковную в том числе) пишут победители. Если проект «ПЦвУ» состоится (чего я желаю всему мировому Православию), то через сто лет в книгах будут описывать его благодатность, богодухновенность, «изволилось Св. Духу и нам» и т.д. И то, что сегодня многих раздражает, сойдет на нет и забудется.
Так что я не стал бы из факта собора делать какие-то выводы о будущем ПЦвУ и о том, что всему конец. Но и лелеять особые мечты тоже не стоит. Все это - просто жизнь, исторический процесс, событие.
Взято отсюда
Следующая статья: [ Финансирование космоса по странам ]